Центр знаний

Автоматизировать или нет? Пути решения проблем склада

Журнал «Склад и техника», №10, 2008 г.

Прежде чем приступать к внедрению системы автоматизации на складе, необходимо ответить на два вопроса: действительно ли вашему складу нужна автоматизация и если все же нужна, то насколько обширной она должна быть.

Не стоит воспринимать автоматизацию склада как панацею. В ряде случаев само по себе внедрение WMS существующие проблемы может и не решить, а средства на автоматизацию будут уже потрачены. 

Нужна ли автоматизация складу?

Самое сложное — найти истинные причины неудовлетворительной работы склада. Верный способ определения этих причин заключается в проведении логистического аудита, в анализе работы складского хозяйства с логистической точки зрения. Согласно опыту AXELOT, для проведения аудита следует пригласить опытных консультантов в предметной области: затраченные на этом этапе средства помогут обезопасить от дальнейших напрасных расходов. В соответствии с результатами проведенного анализа и будет приниматься решение о том, что же делать дальше. Вариантов развития событий может быть несколько: изменение логики работы склада (реализация технологического проекта), принятие определенных организационных мер, не связанных напрямую с внутренней складской логистикой, модернизация корпоративной информационной системы и, наконец, непосредственно автоматизация.

Технологический проект склада позволяет оптимизировать зонирование склада, траекторию перемещения и режим работы оборудования, загруженность персонала, определить оптимальный тип стеллажей и рассчитать их требуемое количество, наиболее удобным способом распределить товар в зоне хранения и описать оптимальный алгоритм отбора и т.д.

Оптимизация работы склада в соответствии с подготовленным технологическим проектом может, например, значительно повысить скорость и качество проведения операции отбора и без автоматизации.  Склад разбивается на технологические зоны по типу упаковки товара, что позволяет заметно оптимизировать работу подъемно-транспортного оборудования: зона хранения паллетного товара, зона хранения товара в коробах и зона хранения штучного товара. Для каждой товарной группы или товара выделяется своя область склада, где четко определен список товарных наименований, которые могут храниться в этой области. Результат — снижение товарной пересортицы. Каждая такая область включает части паллетной, коробочной и штучной зон, между которыми происходит процесс взаимного пополнения: товар с паллет пополняет коробочную зону, товар из коробов — зону штучную. При грамотном взаимном расположении этих зон внутри области, отведенной для товарной группы (например, друг над другом) заметно увеличивается скорость операций пополнения и отбора. Если задать для коробочной и штучной зоны правильно рассчитанный оптимальный остаток каждого товара, выраженный, соответственно, в коробах или штуках, то получим рациональный график операции пополнения, который обеспечит достаточным количеством товара операцию отбора и, в то же время, не будет препятствовать ее выполнению. Конечно, контроль оптимального остатка товара в зоне отбора для неавтоматизированного склада будет менее точным, чем для склада с программным обеспечением, но результат нельзя будет не заметить. По аналогии с вышеприведенным примером, существуют и другие логистические приемы, позволяющие складу упорядочить свою работу, оптимизировать использование ресурсов, повысить скорость и качество исполнения складских операций.

Существует возможность облегчить и улучшить работу персонала склада и с помощьюорганизационных мер в смежных со складом областях. К ним относятся такие мероприятия, как упорядочивание потока заказов, чтобы обеспечить своевременное планирование работ, согласование с поставщиками более равномерных графиков поставок, введение ограничений на кратность отгрузки, чтобы избежать вскрытия целых упаковок и/или паллет. Можно вынести за рамки склада работы по паллетизации и маркировке входящего товара для ускорения процедуры приемки. Такие требования применяют, например, к своим поставщикам крупные розничные сети. Естественно, что эти условия должны выставляться одновременно с предложением неких бонусов, причем необязательно материальных (престиж, опыт работы с более сильным игроком на рынке).

Некоторые из перечисленных организационных мероприятий следует подкреплять изменениями в корпоративной информационной системе. Например, ограничения на время оформления и передачи заказа на склад, на заказ количества товара, не кратного коробу и/или паллете. На складах, обрабатывающих комплекты, часто встречаются проблемы, связанные с полнотой и безошибочностью отгрузки всех комплектующих. Например, мебельные гарнитуры или бытовая электроника, состоящие из нескольких частей (модулей), которые числятся в каталогах, прайсах и документах как единая товарная позиция. Для корректного оформления приемки или точного выполнения заказа кладовщики вынуждены знать и помнить, что и в каком количестве входит в каждый комплект. Естественно, что это приводит к регулярным ошибкам в работе и резко повышает ценность сотрудников, обладающих такими знаниями. Методологически верным в подобных случаях является ведение в корпоративной системе каталога товаров, включающего информацию о составляющих комплектов, и работа со складом именно в разрезе комплектующих. Ведь склад принимает, хранит и отгружает чаще всего отдельные части комплектов и отвечает за каждую из них индивидуально. В этом случае точность обработки потока товара на складе будет выше на порядок.

Подобного рода улучшений может оказаться достаточно для решения наиболее актуальных складских проблем, и автоматизация перестанет быть остро необходимой на этой стадии жизненного цикла предприятия. Такой исход наиболее вероятен для складов, характеризующихся одним или несколькими из следующих параметров: умеренная скорость работы (несколько десятков отгрузок в день), сравнительно небольшая площадь (1–2 тыс. кв. м), довольно узкий ассортимент (несколько сотен позиций). Тем не менее, в некоторых ситуациях откладывание автоматизации «на потом» не представляется возможным: критичные для склада проблемы могут быть решены лишь с внедрением WMS. Чаще всего в этой ситуации оказываются предприятия, которые можно назвать «масштабными» хотя бы по одному из приведенных показателей: площадь помещения, этажность, высота стеллажных конструкций, ассортимент товара, количество принимаемых поставок и отгружаемых заказов в сутки, визуальная схожесть товара. В определенный момент эти параметры достигают пороговых значений, и дальнейшее эффективное развитие предприятия без автоматизации складских процессов оказывается невозможным.

Какая автоматизация нужна складу?

Каждому складу автоматизация, прежде всего, нужна подготовленная. Наложение WMS на неформализованную работу склада сложно и практически безрезультатно. Вот почему автоматизация очень часто предваряется технологическим проектом, упорядочивающим и структурирующим все бизнес-процессы склада. Невозможно внедрение и без подготовки всех необходимых исходных данных о товаре, топологии и их взаимосвязи, без обученного персонала и готовой к интеграции корпоративной системы.

При выборе схемы автоматизации одну из главных ролей играют актуальные потребности предприятия. Потребности могут быть базовыми, без удовлетворения которых нормальное функционирование склада в принципе представляется невозможным, либо «продвинутыми», характерными для складского хозяйства более высокого уровня развития. К числу первых относятся, в том числе, потребности в наличии полной и достоверной информации о товаре, в обеспечении достаточной скорости и надлежащего качества выполнения складских операций, в организации системы контроля персонала и т.п. «Продвинутыми» можно считать потребности в существенном ускорении оборота склада, многоуровневой аналитике, автоматизации нетиповых складских операций. Особый комплекс задач стоит перед предприятием, осуществляющим переезд склада: ко всем прочим сложностям добавляется необходимость быстрой адаптации к новым условиям работы. Здесь автоматизация оказывается едва ли не единственным средством, способным максимально облегчить процесс переезда и запуска склада на новом месте. Общее правило таково: чем сложнее задачи и потребности предприятия, тем большая степень автоматизации потребуется для их решения и удовлетворения.

Точно так же на степень автоматизации влияет и уровень подготовки к ней предприятия. В зависимости от предварительно проделанной работы степень автоматизации может колебаться от нулевого значения (т.е. предприятию лучше вообще пока не браться за проект) до полнофункционального внедрения с применением технологий автоматической идентификации. Накладывают свои ограничения временные, человеческие и, конечно же, финансовые ресурсы.

Сочетание всех перечисленных факторов определяет итоговую степень автоматизации. В списке проектов, выполненных AXELOT, присутствуют различные их виды: от внедрения типового решения с автоматизацией базовых складских операций до внедрения системы, максимально доработанной под нужды заказчика, с автоматизацией наиболее сложных процессов. Взвешенный подход позволит достичь именного того результата, который ожидается от внедрения WMS, и избежать излишних трат. И каждый раз, прежде чем принять решение об автоматизации склада, необходимо удостовериться, что для оптимизации работы уже использованы все предоставляемые логистикой возможности. Только тогда можно сделать вывод о том, что сейчас складскому хозяйству нужна именно автоматизация.

Дарья Любовина, руководитель проектов AXELOT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

Наверх