Центр знаний

Автоматизация склада с применением технологии штрихкодирования

Издание «Современный склад»

Прежде чем начать процесс автоматизации склада, предприятие проводит большую подготовительную работу. И в первую очередь приходится решать, какой вид идентификации (товара, мест хранения, палет) выбрать для склада с учетом его особенностей. Ведь услуг по автоматизации на рынке складской логистики немало.

Идентификацию можно условно разделить на несколько видов: визуальную («бумажная» технология), штрихкодовую (линейная и двумерная) и радиочастотную (RFID). Последние два вида называют автоматической идентификацией, к которой относят еще и биометрию. На складе может быть идентифицирован не только товар, но и место хранения (ячейка), оборудование, персонал, документация. Несмотря на то, что технологии автоматической идентификации становятся все более распространенными, есть склады, которые спокойно существуют без них, полагаясь на «бумажную» технологию. Для сравнения: подавляющее число автомобилистов несмотря на возрастающее количество систем спутниковой навигации по-прежнему предпочитают традиционные бумажные атласы дорог, считая такой способ получения информации наиболее удобным и экономически целесообразным в большинстве случаев. При «бумажной» технологии система управления складом ничем не отличается от других, кроме заданий, которые распечатываются на бумаге. Кладовщики в процессе отработки задания должны самостоятельно сопоставить текстовое описание товара, которое они видят на листе, с тем объектом, который находится в соответствующей заданию адресной ячейке.

Бумага терпит. Штрихкод ошибок не допускает

Применение технологии штрихкодирования является следующим шагом в автоматизации складского хозяйства. Сканирование штрихкода товара, мест хранения и прочих объектов складского хозяйства на различных этапах бизнес-процессов склада снижает вероятность ошибки и во многих случаях может ускорить выполнение складских операций — в этом главное преимущество штрихкода перед «бумагой».

Использование штрихкодирования на складе прошло две стадии развития — сбор и обработка данных в режимах off-line (batch-терминалы) и on-line (радиотерминалы). Если приемка товара осуществляется с помощью batch-терминала, то данные по факту поступления товара, полученные через batch-терминал, постепенно накапливаются в самом устройстве и передаются в систему управления складом в пакетном режиме. Так как определенное время уходит на аккумулирование результатов операции, не исключена некоторая задержка:. Если же приемка осуществляется с радиотерминалом, то информация о товаре может пошагово поступать в систему практически одновременно с ее вводом в терминал, который взаимодействует с рабочей станцией посредством радиосвязи. В настоящее время на складах используются как batch-, так и радиотерминалы сбора данных. Несмотря на большие возможности радиотерминалов, batch-терминалы еще сохраняют свое ценовое преимущество, они более выгодны на небольших складах, где не требуется высокая скорость передачи информации. Однако указанный ценовой разрыв постепенно сокращается, и радиотерминалы находят все большее распространение на складах, желающих внедрить систему штрихкодирования.

Без сомнения, вершиной технологий автоматической идентификации в настоящее время является RFID. Сохранив достоинства штрихкодирования (точность и скорость), она добавила и свои: возможность автоматически идентифицировать множество движущихся объектов на значительном (по сравнению с технологией штрихкодирования) расстоянии, при этом необязательно, чтобы радиометки находились в открытой видимости считывающего устройства. Однако применение RFID ограничено не только высокой ценой, но и отсутствием единых мировых стандартов, регламентирующих данную технологию. Стоимость меток RFID может на порядок отличаться от стоимости штриховых идентификаторов, особенно в тех случаях, когда штрихкод наносится полиграфическим методом непосредственно на товар или его упаковку. Если же речь идет о специальных метках для работы в сложных условиях (вблизи металла, жидкостей) и/или на высоких скоростях, то ценовой разрыв еще больше.

Применение RFID технологически и экономически оправдано пока в небольшом количестве случаев: либо при работе с товаром, стоимость которого настолько высока, что нанесение радиометки является обоснованным, либо при работе с крупными конгломератами товаров, например, при контроле товародвижения в объеме палет или контейнеров. Даже для крупнооптовых складов это может не окупиться, так как отпуск товара нередко производится не только палетами, но и коробами, вследствие чего есть необходимость идентификации каждой упаковки, а то и единицы товара. Поэтому появилось такое предположение, что RFID и штрихкодирование будут параллельно сосуществовать еще 10–15 лет. Такой прогноз сделал Wal-Mart, крупнейший ритейлер США, внедривший у себя данную технологию. Для России этот период, вероятно, будет больше.

База данных штрихкодов: делай или покупай

Для того чтобы внедрить технологию штрихкодирования, предприятию необходимо собрать и проанализировать базу штрихкодов товаров, хранящихся на складе, организовать новые процессы, связанные со штрихкодированием, закупить оборудование и расходные материалы, подготовить персонал, выбрать и внедрить систему автоматизации. Товар уже может быть промаркирован поставщиком или производителем. В этом случае есть возможность запросить информацию со стороны. Если такой возможности нет, придется потратиться на самостоятельное формирование базы данных штрихкодов: сканированием товара либо в процессе хранения, либо в процессе приемки. Упрощенного сбора существующих данных может оказаться недостаточно, потребуется их анализ и выверка. Обычно менеджеры предприятия могут оценить число маркированных товарных позиций. Но экспертная оценка не всегда соответствует реальности. Может оказаться, что на самом деле штрихкод есть у меньшего количества товаров. Например, на индивидуальной упаковке товаров штрихкод есть, а на групповой упаковке он отсутствует. Кроме того, не все штрихкоды считываются, между ними есть совпадения, да еще путаницу вносят «декоративные» штрихкоды на упаковке, не несущие информационной нагрузки, и т.п.

Если штрихкода нет или он не позволяет контролировать, например, сроки годности, тогда есть смысл организовать маркировку прямо на складе. Обычно она производится в момент его поступления, после выгрузки товара из транспортного средства и первичного ручного пересчета. Маркировка так же, как и любая другая складская процедура, требует выделения необходимых площадей, времени, персонала и оборудования для своего выполнения. При наклейке этикеток должен быть обеспечен доступ к каждой маркируемой единице. Это означает, что в зоне приемки должно быть достаточно места или на складе должна быть отдельная зона маркировки. До начала процедуры следует подготовить этикетки с учетом тех единиц товара, в которых он поступил (единицы, короба, палеты и пр.). Эта функция должна быть включена в обязанности операторов склада или возложена на отдельного сотрудника. Для выполнения же самой операции необходимо наличие либо маркировщиков, либо дополнительных кладовщиков, работающих на приемке.

На одном из складов в практике AXELOT функции ведения базы штриховых кодов, контроля входящей маркировки на товарах, организации и выполнения внутреннего штрихкодирования были возложены на отдельное подразделение по работе со штрихкодами в составе службы логистики. При наличии операции внутренней маркировки повышаются требования и к смежной функции — формированию палет с товаром. Короба, составляющие палету, должны быть расположены маркируемой стороной к кладовщику с этикет-пистолетом. Таким образом, хаотическое «наваливание» товара на палету становится неприемлемым. В зависимости от топологии склада, специфики хранимого товара и складского бизнес-процесса маркировка может быть разной степени сложности, однако всегда нужно помнить о необходимости затрат на ее подготовку при принятии решения о внедрении технологии штрихкодирования.

Суммарная стоимость оборудования: нужно учесть все

Для этикетирования товаров требуется наличие принтеров этикеток, этикет-пистолетов, этикет-лент. Это далеко не полный ряд устройств, необходимых при внедрении технологии штрихкодирования. Нужны считывающие устройства (сканеры, терминалы сбора данных), точки доступа (при работе с радиотерминалами), зарядные устройства, средства связи off-line терминалов с рабочими станциями. Суммарная стоимость приобретаемого оборудования зависит от многих факторов: количества операций, на которых будут применяться сканеры или терминалы, количество одновременно работающих с ними сотрудников, площадь склада, расположение и материал конструкций (влияет на устойчивость радиосигнала), длительность смены (необходимость в подзарядке аккумуляторных батарей терминалов в процессе работы), условия хранения (температура, запыленность). И это далеко не все. Также при расчете стоимости оборудования нужно учитывать адаптацию программных модулей, поставляемых в комплекте с терминалами. Так, в частности, в случае использования batch-терминалов бизнес-логика их стандартного программного обеспечения может не соответствовать специфическим процессам конкретного склада. Экономия на оборудовании может оказаться незначительной по сравнению с затратами на услуги по разработке новой программы, поддерживающей работу этого оборудования.

Кроме этого, на складе должна быть внедрена система автоматизации, которая обеспечит ведение списка штриховых кодов, как для товаров, так и для прочих идентифицируемых складских объектов (места хранения, персонал и пр.), контроль уникальности штрихкодов, возможность формирования внутреннего штрихкода, включающего в себя всю необходимую информацию. Система должна уметь взаимодействовать со считывающими устройствами на каждом этапе складского техпроцесса, формировать и обрабатывать пакеты данных, адекватно реагировать на возможные отклонения.

Решение о внедрении технологии штрихкодирования принимается по тем же правилам, что и любое другое бизнес-решение. При этом необходимо учитывать не только текущую «технологическую моду» в IT-отрасли, но и соотношение между затратами на внедрение штрихкодирования и прибылью от него в ближней и дальней перспективах. С целью достижения баланса интересов данная технология может быть внедрена не в целом по всему складу, а только для тех процессов склада или групп товара, для которых это наиболее актуально. Частичное внедрение технологии может происходить в двух вариантах.

  1. Штрихкодированный товар полностью отделяется от основного товаропотока, который продолжает обрабатываться по традиционной технологии. Подобное разделение должно поддерживаться и на уровне складской системы, формируя при необходимости отдельные задания на обработку маркированного и немаркированного товара, при этом база штриховых кодов ведется только для штрихкодированного товара.
  2. База штрихкодов создается для всего товара, а маркируется только товар, требующий наибольшего контроля. Остальной товар в процессе выполнения складских операций либо вводится в терминал вручную, либо его штрихкод сканируется с бланка сопутствующего бумажного документа. Таким образом достигается унификация бизнес-процесса при логическом разделении товара на маркированный и немаркированный потоки.

Штрихкодирование: полное или частичное?

Решение о применении штрихкодирования может зависеть и от других факторов: цена штрихкодируемого товара, темп работы склада, количественный ассортимент товара, визуальная схожесть номенклатурных позиций, необходимость жесткого контроля сроков годности и/или серийных номеров. Штрихкодирование не имеет смысла применять для тех товаров, затраты на маркировку которых больше совокупных потерь предприятия от ошибок при ручной обработке товара. Для склада продуктов питания это может быть поваренная соль, которую можно исключить из списка товаров для маркировки. Для склада алкогольных напитков, возможно, имеет смысл маркировать только малую группу элитных и очень дорогих наименований. Внедрение штрихкодирования необходимо, если склад хранит большой ассортимент похожего товара, и при этом у склада нет возможности распределить этот товар по различным местам хранения, чтобы снизить возможность пересортицы. Штрихкодирование актуально, когда легко перепутать товар с различным сроком годности или неправильно записать вручную серийный номер из десятка знаков. Для лекарств подобная путаница может быть опасной для жизни людей.

Наши специалисты пришли к выводу, что штрихкодирование не необходимость для каждого современного склада, хотя большинство складских хозяйств заинтересовано в нем полностью или частично. Технология работы с применением бумажных заданий сохраняет свою актуальность не только как самостоятельный способ работы склада, но и как первый шаг к автоматизации, а также как технология, впоследствии дублирующая штрихкодирование. Такой результат дали несколько проектов автоматизации, выполненных AXELOT. Предприятия не были готовы сразу внедрить технологию штрихкодирования. Автоматизация складов на «бумаге» рассматривалась как первый шаг вперед по решению текущих, наиболее критичных проблем склада с учетом поиска товара, скоростью отбора, контроля персонала. Кладовщики привыкают работать в адресном пространстве, в жесткой связке с заданиями системы, операторы осваиваются с базовым функционалом программного обеспечения, в системе постепенно накапливается информация, необходимая для дальнейшего внедрения штрихкодирования. Однако и после ввода в эксплуатацию терминалов сбора данных «бумага» остается при деле. Во-первых, если штрихкодирование внедрено частично, на наиболее узких местах складского технологического процесса (например, на выходном контроле), то остальные бизнес-процессы по-прежнему обслуживаются бумажными заданиями. Во-вторых, «бумага» подстраховывает в случае возможной временной неисправности радиооборудования. И склад, умеющий работать «по бумаге», не остановится. Обе технологии органично дополняют друг друга, находя применение именно там, где это наиболее целесообразно.

Максим Власов, Директор по развитию компании AXELOT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

Наверх